Новости

Леонид Шварц: «Развитие региональных перевозок тормозит отсутствие самолетов»

Международный аэропорт "Курумоч" вошел в число российских авиаузлов, госпакеты которых будет переданы в холдинг. После создания единой управляющей компании государство начнет выделять средства на реконструкцию аэровокзалов. Как в настоящее время продвигается модернизация аэропортового комплекса "Курумоч"? Над какими крупными проектами работает в настоящее время "Курумоч"? Об этом и многом другом рассказал генеральный директор международного аэропорта "Курумоч" Леонид Шварц.

— Как реализовывается проект реконструкции и модернизации аэропортового комплекса? Появились ли новые договоренности по инвесторам, которые примут участие в модернизации аэровокзала?

— Реализация проекта идет полным ходом. В проекте бюджетной заявки Минтранса РФ на 2008 год аэропорту уже запланировано выделить 650 млн. рублей. Сейчас проектно-сметная документация (стадия "Проект") находится в Москве в Главгосэкспертизе. Экспертное заключение будет готово в марте следующего года. После этого заказчик, т.е. Федеральная авиационная служба "Росавиация" совместно с аэропортом и генеральным подрядчиком — ЗАО "Ирмаст-Холдинг" будет определять элементы аэродрома, запускаемые в реконструкцию. В принципе они ясны сейчас, но все будет зависеть от объемов выделенных средств. На основе технической документации, выпущенной опережающими темпами, к настоящему моменту уже полностью реконструированы две рулежные дорожки общей протяженностью 700 м, выполнен цикл работ по подготовке к реконструкции основной взлетно-посадочной полосы, сейчас активно прорабатывается вопрос о подготовке проекта реконструкции самого аэровокзального комплекса. На сегодняшний день это основная наша задача, поскольку пропускная способность вокзала оставляет желать лучшего, да и само помещение уже не удовлетворяет требованиям, растущим в связи с увеличением пассажиропотока. Поэтому в следующем году мы начнем разработку проектно-сметной документации. Строительство нового аэровокзального комплекса планируется начать в 2009 году. Это будет абсолютно новый вокзал, построенный за счет частных инвесторов. Определенные договоренности в этом направлении уже имеются, однако говорить о конкретном инвесторе сейчас пока преждевременно.

— Как "Курумоч" планирует возвращать заемные средства?

— Все зависит от того, какая схема будет использована в привлечении инвестиций. Но в любом случае, возврат будет происходить за счет непосредственно авиационной деятельности: обслуживание клиентов (авиаперевозчиков и пассажиров) и не авиационной деятельности (концессии, аренды предприятиями питания и торговли).

— Какие авиакомпании сегодня являются основными для "Курумоча" — на кого приходятся наибольшие объемы перевозок и количество вылетов?

Читайте также  «Курумоч» ждет инвесторов

— Для нас все авиакомпании являются основными. Среди авиакомпаний, имеющих наибольшие объемы, можно назвать "Аэрофлот", S7, "ЮТэйр", "Самара", "Газпромавиа", "Татарстан" и т.д., а также зарубежные Lufthansa и Czech Airlines. Большой популярностью среди авиапассажиров в последнее время пользуется "КД авиа". Авиакомпания предоставляет возможность путешествовать через Калининград в целый ряд европейских городов.

— Сохраняет ли свою долю авиакомпания "Самара"?

— "Самара" сейчас не снижает своих показателей. Хотя за последний год доля авиакомпании в общем объеме авиаперевозок из "Курумоча" сократилась и составляет сегодня 22%, но это не за счет уменьшения ее доли, а за счет увеличения доли и количества новых компаний.

— Как в настоящее время обстоят дела в системе грузовых перевозок?

— Потоки грузов небольшие. Но это проблема не только нашего аэропорта — грузовые потоки на воздушном транспорте и в целом по России невысоки. Хотя рост грузовых перевозок идет, но в основном в сегменте дозагрузки пассажирских самолетов, поэтому сказать, что объемы перевозки грузов высокие, — сложно. Главный вопрос в том, откуда взять груз. Скорее всего, необходимо идти по пути создания транспортно-консолидирующих центров. Ведь в Самарской области сосредоточены все виды транспорта — авиационный, железнодорожный, автомобильный, речной. В настоящее время в этом направлении активно работает министерство транспорта Самарской области.

— Как развивается программа региональных перевозок?

— Это одно из направлений стратегического развития аэропорта. Как Вы знаете, в соответствии с программой развития аэропортовой сети РФ, предусматривается, что Международный аэропорт "Курумоч" будет являться хабом общероссийского значения. В этой связи мы активно разрабатываем сегодня программу развития внутрирегиональных перевозок, поскольку без этого вида перевозок из фидерных аэропортов (т.е. аэропортов, из которых осуществляется доставка пассажиров в узловой, где затем происходит перераспределение потоков) хаб не может состояться как таковой. Сегодня региональные перевозки в пределах ПФО из аэропорта "Курумоч" выполняют две авиакомпании. Это "ЮТэйр" и авиатакси Dexter. Также и другие авиаперевозчики выражают заинтересованность в осуществлении внутрирегиональных перевозок, и некоторые авиакомпании имеют специальные лицензии на данный вид перевозок, например, "Саравиа", "Уральские авиалинии", "Авиапрад" и др. Однако существует ряд трудностей. Авиаперевозки внутри одного региона — сложное направление деятельности для авиакомпаний, связанное с отсутствием экономичных воздушных судов и недостаточной платежеспособностью населения. Это недешевый вид перевозок, и серьезную конкуренцию ему составляют железнодорожный и автомобильный транспорт. Вместе с тем, региональные авиаперевозки имеют социальное значение, ведь сегодня авиасообщение между регионами и внутри регионов практически разорвано. Именно поэтому аэропорт "Курумоч" активно работает в этом направлении: мы, например, разрабатываем проект вертолетного сообщения внутри Самарского региона.

Читайте также  В Самарской области прекратили работу три аэродрома малой авиации.

— Проект развития авиатакси на базе современных вертолетов аэропорт "Курумоч" представил на Международном форуме в Петербурге. Какова суть этого проекта, а также варианты и сроки его реализации?

— Об этой программе можно уже говорить как о разработанной. Надеемся, что для Самары этот опыт станет удачным, поскольку в Москве программа забуксовала и не получила своего развития — экологи попросту запретили летать над городом. Все наши маршруты разработаны с тем расчетом, что будут пролегать вдоль Волги и там, где это разрешено. На первом этапе маршрутная сеть будет базироваться на уже существующих вертолетных площадках и аэродромах. Первоначальные маршрутные точки — аэропорт "Курумоч", "Волжский утес", аэропорт "Смышляевка", аэродром в Тольятти. Затем будут использованы существующие аэродромы Госавиации: "Троекуровка" в Сызрани, "Бобровка" и "Кряж" в Самаре, Рождествено, Кинель-Черкассы и др. В рамках дальнейшей реализации проекта авиаперевозок в пределах Самарской области предполагается строительство современного терминала на берегу Волги, откуда пассажиры смогут быстро совершать перелеты в другие города и населенные пункты губернии. Чтобы запустить эту программу, осталось решить два вопроса: строительство вертодрома в Самаре и собственно приобретение вертолетов. Причем, с вертолетами проще — нужно либо их приобретать, либо приглашать какую-либо из вертолетных компаний. Предположительно, вертолетные перевозки могут осуществлять, в первую очередь, те владеющие вертолетами авиакомпании, которые уже присутствуют на самарском авиарынке. Это, например, ГТК "Россия", "Газпромавиа" и др. Мы также провели переговоры с вертолетной авиакомпанией Башкирии. Они готовы поставить технику в Самару и начать ее эксплуатацию здесь.

Вопрос о строительстве вертодрома в городской черте Самары — более сложный вопрос: он требует привлечения значительных инвестиций, кроме того, необходимо провести все необходимые экспертизы и рассмотреть все возможные варианты с точки зрения экологии. Потому что сооружение должно быть, конечно, современное и мультифункциональное, но, в первую очередь, надежное и безопасное с экологической точки зрения. Предполагается, что эта работа будет вестись совместно с правительством Самарской области. Сейчас уже определены несколько точек в городе, где возможно построить такую площадку. Вертодром будет представлять собой большой комплекс — помимо самой вертолетной площадки там будут рестораны, стоянки для катеров и т.д. Как только все это будет готово, мы свяжем город с "Курумочем", Тольятти и большинством других городов области. Реализация этого проекта внутриобластного такси позволит справиться с таким малоприятным явлением технического прогресса как автомобильные пробки. А значит, существенно сократить время доставки пассажиров в места отдыха, в аэропорт и т.д. С инвестором в данный момент также определяемся. Скорее всего, это будет пул инвесторов.

Читайте также  Удачно посланный

— Интересна ли новому губернатору программа развития авиатакси, будет ли он ее поддерживать?

— Губернатор Самарской области поддерживает все проекты, которые разумны и могут принести пользу жителям нашего региона. В настоящий момент проект развития авиатакси с созданием вертодрома в черте города проходит экономическую, экологическую и прочую экспертизу у специалистов, после чего можно будет приступить непосредственно к его реализации.

— В сентябре состоялся совет директоров ОАО "Международный аэропорт "Курумоч". Расскажите, какие на нем были приняты решения?

— На совете директоров были озвучены предложения по инвестированию денежных средств в реконструкцию существующего аэровокзала со стороны частных акционеров, а также принято решение на следующем заседании Совета рассмотреть механизм привлечения для этого инвестиций. Кроме того, планируется согласовать Проект реконструкции и модернизации аэропорта и определить сроки начала строительства.

Леонид Шварц окончил Куйбышевский авиационный институт (эксплуатация летательных аппаратов и двигателей), затем рижский институт инженеров гражданской авиации (экономика и управление на транспорте). В гражданской авиации — более 25 лет. Заслуженный работник транспорта РФ. С 2003 года по настоящее время — генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Курумоч". До назначения на этот пост работал первым заместителем гендиректора ОАО "Авиакомпания "Самара".

Источник: АвиаПорт  26.12.2007